Главная / Помощь для суда / Памятка для выбора негосударственного эксперта         

Памятка выбора негосударственного эксперта

Памятка для выбора негосударственного эксперта

  • Определитесь с видом требуемой судебной экспертизы, поинтересуйтесь, какими способами и методами могут быть решены экспертные вопросы (первичным всегда должен быть неразрушающий метод, в противном случае могут заподозрить в умышленных требованиях, направленных на уничтожение вещественных доказательств). Обратитесь в негосударственное экспертное учреждение, которое специализируется на тех или иных видах судебных экспертиз. Следует помнить, что специализация негосударственного экспертного учреждения предполагает деятельность по небольшому перечню судебных экспертиз и наличие возможности их производства собственными силами.

  • Не стоит путать оценочные компании с экспертными учреждениями в области криминалистических экспертиз, и наоборот. Первые осуществляют свою деятельность в сфере оценки, как правило, имущества (автомобили, недвижимость и пр.), вторые проводят судебные экспертизы. Назначение судами криминалистических экспертиз в оценочные, аудиторские, консалтинговые, или иные компании, не имеющих никакого отношения к этой сфере, всего лишь способ заработка этих компаний (а также иных лиц) путем посредничества за счет увеличения размера судебных издержек для участников процесса.
  • Не заблуждайтесь относительно присутствия или отсутствия того или иного экспертного учреждения в различных списках, перечнях, реестрах, в том числе размещенных на сайтах арбитражных судов, некоммерческих организаций и пр. Арбитражные суды предоставляют эту информацию для удобства заявителей и не проверяют эти сведения, о чем сами же и предупреждают посетителей сайта. Негосударственные организации составляют списки в коммерческих целях для дальнейшего пополнения своей ресурсной базы.   
  • Не переоценивайте возможности негосударственных экспертных учреждений, предлагающих широкий перечень судебных экспертиз, в том числе с применением сложных инструментальных средств. Следует понимать, что соответствующей материально-технической базой обладают исключительно государственные экспертные учреждения. В этом вы сможете убедиться, посетив любое из этих учреждений. Вопрос применяемого инструментария не праздный, если эксперт не сможет убедить суд в фактическом использовании этого оборудования, то повторной экспертизы не избежать.
  • Не выбирайте экспертное учреждение, предлагающее дешевые услуги и в кротчайшие сроки. Как правило, в таких учреждениях штатные специалисты отсутствуют, привлекаемые эксперты имеют незначительный экспертный стаж и соответствующую подготовку, либо давно утратили навыки и не владеют современными подходами, а сама организация является лишь посредником. Если все же в таких организациях смогут сразу назвать фамилии экспертов, поинтересуйтесь стажем их работы, участием в конкретных делах и от имени каких организаций такое участие состоялось.
  • При ценовом выборе не стоит забывать разницу между рекламной и фактической ценой. Нужно уточнить примерную стоимость необходимого вида экспертизы в государственном экспертном учреждении и ориентироваться по ней. Если цена существенно отличается в 2-3 раза, то задействована цепочка посредников (см. раздел «Формирование стоимости экспертизы»). Если посредников выбирает суд, то поинтересуйтесь у судьи, чем вызван такой выбор, оплачиваемый участниками процесса.  
  • Требуйте от суда обсуждения не экспертных учреждений, а кандидатур негосударственных экспертов, которым может быть поручено проведение судебной экспертизы. Проследите, чтобы решение суда общей юрисдикции (в арбитражных судах эксперт всегда конкретизируется согласно Постановлению Пленума ВАС № 23 от 04.04.2014) содержало фамилию, имя и отчество негосударственного эксперта. Во-первых, этого требует закон, так как в силу статьи 41 Федерального закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. То есть, для производства судебной экспертизы закон определяет два субъекта ее проведения – это государственные экспертные учреждения и лица, обладающие названными признаками. Так как юридические лица не могут обладать какими-то познаниями, никаким негосударственным экспертным учреждениям и прочим образованиям, без указания лица, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, судебная экспертиза назначена быть не может. Положения статьи 80 ГПК РФ устанавливают требования для решения суда о назначении экспертизы, согласно которым в определении должны быть указаны фамилия, имя, отчество эксперта, либо наименование экспертного учреждения. Расширительное толкование термина «экспертное учреждение» и распространение его на негосударственные организации является недопустимым, так как во взаимосвязи с Федеральным законом № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», таким учреждением может быть только государственная организация. Во-вторых, исключается несанкционированная судом возможная передача материалов экспертизы от одного эксперта другому в различных целях, в т.ч. поиска «нужного» результата. В-третьих, снижаются риски обнаружения законных оснований для отвода эксперта, которые могут повлечь проведение повторной экспертизы.
  •  При обсуждении кандидатур экспертов не следует придавать какого-либо значения документам, полученным экспертом в различных НКО (АНО), ООО и пр., подтверждающим его квалификацию либо обучение. Исключением здесь могут быть организации (учреждения), осуществляющих подготовку специалистов по предметам, не предусмотренными государственными учебными программами. Во-первых, закон не содержит каких-либо квалификационных требований к негосударственным экспертам, в том числе, связанных с их обучением, переподготовкой и пр. Во-вторых, как бы подобные организации себя не позиционировали, основной их целью является получение прибыли при отсутствии установленной законом ответственности за выдачу различного свойства свидетельств и дипломов. В-третьих, на сегодняшний день ясным и понятным критерием оценки квалификации судебного эксперта-криминалиста является его стаж работы в государственных экспертных учреждениях по определенному виду экспертизы, личная практика специалиста в качестве негосударственного эксперта и сложившаяся в связи с этим репутация.