Главная / РЕГУЛИРУЮЩИЕ НОРМЫ         

Правовое регулирование

rules-96 Нормативный регламент деятельности экспертных учреждений (эксперта) определен специальным Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ от 31.05.2001 года, нормами процессуального законодательства (УПК, АПК, ГПК, НК, КоАП РФ), решениями Правительства РФ и ведомственными актами министерств, в структуре которых имеются государственные экспертные подразделения. Обращение суда к лицам, обладающими специальными познаниями в той или иной области, дополнительно регулируется разъяснениями высших судов (Пленум ВАС РФ № 23 от 04.04.2014; Пленум ВС РФ № 51 от 19.12.2017 и пр.).

В целом законодательство о лицензировании не распространяет своего действия на экспертную деятельность, за исключением отдельных видов (например, медицина, промышленная безопасность). 

Требования к организационно-правовой деятельности экспертного учреждения предусмотрены гражданским законодательством и не имеют ограничений специальными нормами. Поэтому, частные эксперты могут организовываться (состоять в штате) как в некоммерческие (НКО, АНО), так и в коммерческие (АО, ЗАО, ООО) предприятия, либо осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность (ИП, патент), или работать самостоятельно с регистрацией в налоговом органе самозанятым лицом, а также оказывать экспертные услуги в порядке договоров гражданско-правового характера. 

Эксперт должен иметь высшее образование и специальную подготовку, подтвержденную дипломами, свидетельствами, сертификатами, выданными компетентными в этой сфере как государственными, так и негосударственными организациями. В отличие от государственного эксперта, частный эксперт не обязан подтверждать уровень своей квалификации каждые 5 лет. Поэтому, если документ, подтверждающий компетенцию специалиста не имеет ограничений во времени, то такое подтверждение уровня квалификации частного эксперта является бессрочным. Добровольная сертификация частного эксперта, также как и его членство в различных частных сообществах, не предусмотрена специальным законом об экспертной деятельности, является личным выбором каждого специалиста в силу уровня собственной подготовки.

17 Для совершенствования экспертной деятельности в Российской Федерации с 2013 года на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации находится проект Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 306504-6, призванный установить требования не только к судебным экспертам, но и ко всем экспертным организациям. Однако принятие закона ежегодно откладывается, так как его положения основаны совсем на иных принципах организации деятельности экспертов, требуют изменений большого объема нормативных актов в разных сферах, влекут за собой дополнительные бюджетные расходы.